Первое погружение в городскую проблематику произошло в бизнес-школе СКОЛКОВО, куда я пришёл преподавать в образовательный проект для управленческих команд моногородов. Тогда я мало знал про город, но ребята из проекта с большим вдохновением рассказывали про город как объект-мечту для работы!
Немалую роль в формировании моего видения города сыграло наследие В.Л. Глазычева, которое команда СКОЛКОВО встроила в образовательный проект — это дало несколько разных схем, с помощью которых можно было смотреть на город. Причём, это было погружение в теоретическо-концептуальные размышления о городе. Мы говорили не о частных проблемах, а в целом о стратегии, пытались осмыслить город как целое и спроектировать для него программу в горизонте 5, 10, 15 лет.
За время программы мы обучили команды из 6 моногородов. Работая с такими сложными городами, зависимыми от предприятий, c массой экономических, социальных и других проблем, мы расстались с наивным идеализмом и посмотрели на реалии: в какой сложной системе находился глава города; какая у него маленькая степень свободы; какое отношение к развитию территорий у градообразующих предприятий — для них сам город не представлял особой ценности как целое, а лишь отдельные районы активности предприятия.
Следующее столкновение с реальностью произошло в городе Ростов Великий. Это был тот переходный момент, когда от абстрактной работы с городом ты приземляешься на реальные проблемы и ещё более жёсткую действительность.