Новости

Степан Ра: Экологические преступления должны перейти в разряд уголовных

Куратор тематического дня «НОЛЬ ОТХОДОВ. Устойчивое развитие через цикличную экономику» Степан Ра – о воровстве будущего и преступлениях против детей, «выгодных» и «невыгодных» отходах, а также сборе и переработке мусора в России и Европе.


В чём заключается главная цель вашего проекта?

Я волонтёр и хочу сделать родной город чище. 30 лет назад проблемы с пластиковыми отходами не существовало в принципе. Колбаса, молоко, сахар – всё продавалось в бумаге. Теперь для упаковки повсеместно используется пластик и полиэтилен, а места, где я гулял в детстве, – завалены мусором. Через организацию конференций я решил внести свой вклад в развитие экологических программ России: сделать их эффективнее, а страну – чище. Чтобы вы понимали: на данный момент объём переработки мусора отстаёт от объёма его накопления. И отстаёт очень сильно. Большая часть «переработанных» отходов просто сжигается или захоранивается, а это далеко не экологично!

Как вы начали сотрудничать с «Живыми Городами»?

Изначально я хотел реализовать свой проект офлайн, но затем началась пандемия. Площадка «Живых Городов» дала возможность не отказываться от конференции и переместить её в онлайн – так и началось наше сотрудничество! В силу новизны цикличной экономики как сферы, экспертов в ней мало. Ведь раньше проблема мусора решалась захоронением, сжиганием. Переработка же – это крайне перспективное, но очень проблемное направление. Перед запуском продукта производитель должен закладывать в него определённый жизненный цикл. Без этого переработка будет развиваться медленно, бессистемно и узконаправленно – как сейчас, в России.

Почему вы назвали проект «Ноль отходов»?

Эта конференция называется «Ноль Отходов» потому, что существующие проекты недостаточно амбициозны и экологичны. Они не решают проблемы. А наша концепция совершенно новая. В её рамках будут более смелые, более радикальные процессы. Надо полностью отказаться от сжигания – того, на что как раз-таки и сделало упор наше правительство. Сжиганием не решить проблему утилизации отходов. Наши принципы поддерживает движение «Эко» и GreenPeace: они также выступают за раздельный сбор и утилизацию отходов.

А чем ваша конференция отличается от уже существующих?

То, что я видел – это проекты из несколько других сфер. Единственное, что хоть как-то похоже – круглый стол на тему экологии 2018 года. Понятно, что есть куча экологических конференций по цикличной экономике, но все они уступают нашей как в масштабности самого мероприятия, так и в уровне приглашённых экспертов.

Что вы думаете об ответственности за нелегальную свалку мусора?

Когда я вижу весь мусор, что валяется рядом с моей деревней или у реки, то думаю, что экологические преступления должны перейти в разряд уголовных. Ведь по факту – это воровство будущего у потомков, это преступление против наших детей. Куда бы ты не пошёл: на пикник, купаться или за грибами – везде свалки! Проблема приобрела чудовищные масштабы.

Почему переработка мусора так медленно внедряется в России?

Есть крупные компании, которые сидят на дотациях. А есть мелкий-средний бизнес, который крутится за счёт собственных ресурсов. Есть отходы, которые выгоднее перерабатывать: стекло, бумага, металл. А вот пластмассу перерабатывать невыгодно! С пищевыми отходами всё ещё сложнее. Мешает и отсутствие сортировки.

Как с этим борются в других странах?

В Германии этот вопрос решается финансово. Не сортируешь - платишь в два раза больше за вывоз! Такой процесс должен быть принудительным. Нигде в мире не было рекламы раздельного сбора. Всегда были запреты, штрафы и только. Особенно это касается России, где очень сложно переломить менталитет сотен миллионов людей. Все разные: кто-то понимает только штрафы и наказание рублём. Сингапур – там чисто, хорошо. Но отнюдь не потому, что сингапурцы намного лучше россиян. Просто там штраф 500 долларов за брошенный мимо урны окурок. Япония – другой яркий пример. Жители Камикацу сортируют мусор на 34 категории. На это показательный мировой опыт – есть и другие. Например, в Бостоне и Сан-Франциско перерабатывают 70 и 80% отходов. В Северной Европе есть другой подход: там ради экономии энергию получают не от сжигания нефти, а от сжигания мусора. Стокгольм – столица Швеции – половину электроэнергии получает с сжигания мусора. Захороненный же мусор производит токсичные выделения. Вода и земля отравлена не только на полигоне, но и рядом. Что-то отправляется в воздух. Никто никогда полигон полностью не изолирует – это невозможно!

Есть ли у нас свои ноу-хау?

В России проблемой мусора начали заниматься 5 лет назад, потому что переполнились свалки в Подмосковье. Я не слышал о каких-то передовых проектах на территории бывшего СССР. В некоторых странах, например, объём мусора традиционно меньше. Но в целом экологические программы – это не российский конёк.

Спасибо за ответы и до встречи на форуме!