Олеся Кашаева: Теперь в Москве женщина может чувствовать себя счастливой
Основатель проекта «Мама работает» и номинант на премию «Живые Города» Кашаева Олеся – о мотивации, материнской солидарности, вредных стереотипах и встрече с Путиным.
Здравствуйте! Что мотивировало вас создать такой проект?
Создать проект мотивировало рождение старшего ребёнка и общение с мамами. Я, как и большинство мам, общалась с другими мамами, и в декрете многие из них начали ко мне обращаться с просьбой открыть бизнес или найти подработку. Со временем я перестала справляться одна и зарегистрировала благотворительный фонд. Когда родился второй ребёнок, у меня уже была команда с мамами в декрете, и я приезжала уже не с одним, а с двумя детьми. Так у нас образовалась детская комната, где играли дети, пока мамы работают. Со временем мы наняли воспитателя, так как подустали заниматься проектом самостоятельно, начали думать о его масштабировании.
А что мотивировало развивать? Это ведь долгие годы кропотливой работы
Развивать проект меня мотивировало всегда что-то разное. Команда, которая постоянно с тобой, иногда мотивируют и партнёры. Когда проект разросся до масштабов нескольких тысяч участников, то мотивировали уже участники, потому что желание бросить – отвечу прямо – было. Когда проходишь через всё это, то понимаешь: это просто этап. Ты знаешь, что надо просто идти или хотя бы ползти в выбранном направлении. Со временем сложный период остаётся позади, и ты достиг новых вершин.
Как вы узнали про премию Живых Городов?
Про премию Живых Городов знаю достаточно давно. Катя – моя близкая подруга, с которой мы познакомились во время участия в акселераторе для начинающих социальных предпринимателей. Мы очень хорошо друг друга понимаем, поддерживаем и радуемся успехам каждой из нас. Она мне рассказала про премию, и я тоже решила принять участие. Мне в целом интересны проекты по развитию городов.
Кто ваша аудитория?
Наша аудитория – это женщина с детьми и женщина с маленькими детьми. Когда женщина становится мамой, то растёт её социальная изоляция, она вынужден проводить свободное время в 4 стенах. Из-за этого развивается депрессия. 8 лет назад ситуация была острее, ходить было некуда.
Как изменилась ситуация теперь?
Теперь в Москве женщина может чувствовать себя счастливой и что живёт в счастливом городе. По сути, мы решаем задачу по созданию пространств, в которых будет комфортно нашей ЦА. В которых они могут работать, зарабатывать, повышать свой уровень жизни и делать себя и свой город счастливее.
В чём особенность вашего проекта?
Наша особенность в том, что мы очень хорошо понимаем нашу ЦА. Знаем способности и потребности, для каждой мамы есть своё предложение. Мама с маленьким ребёнком может работать и отдавать ребёнка в детскую комнату. Мама может работать на компьютере, вести переговоры, заниматься бизнесом. Если хочется работать руками, то есть швейная мастерская, в которой мамы самостоятельно шьют и реализуют продукцию. Заниматься можно, когда ребёнок спит, – это не мешает уходу.
Как работает мастерская?
Мастерская развивается по принципу бирюзовой организации: имеет горизонтальное управление на базе сообщества женщин и работает без руководителей. Кто-то шьёт, кто-то продаёт – все решения совместные. Задачи и роли каждой могут меняться, что позволяет быть лояльными и подстраиваться друг к другу. Вокруг такие же мамы, которые могут подстраховать. Это не та организация, где нужно находится с 9 до 5 и т. д. Для мам, у которых дети старшее, мы разрабатываем специальные программы для работы с гибким графиком. Она из задач – не только помочь мамам, но и помочь разрушить стереотип о мамах как малопроизводительных сотрудниках. Мама – это эффективно, она мотивирована. Многие компании уже изменили свой подход и не просто устраивают, но и меняют свои программы для мам с детьми. Сейчас мы выросли и передали как бренд, так и технологию: сами проектом не занимаемся.
Впечатляет! Что будет дальше?
Теперь «Мама работает!» реализуется госучреждением и финансируется государством. Это означает стабильность, надёжность и доступность для каждого. Мы планируем принести свои коворкинги во все регионы, в каждый город и район – как МФЦ. Когда 3 года назад я встречалась с президентом, то ему проект понравился, и Путин предложил выделить большое финансирование. Тогда к этому оказались не готовы мы и от предложения отказались. Теперь всё изменилось: мы передали технологию в Минтруд, чтобы проект стал реализовываться в рамках госструктур – либо центра соцзащиты, либо центра занятости.