Новости

Итоги Дня Креативных кластеров

28 октября состоялся День креативных кластеров, организованный Живыми городами совместно с Союзом креативных кластеров (СКК). Целью этого дня было обсудить вопросы, касающиеся творческих пространств и индустрий, их особенностей, актуальности и проблем, с которыми они сталкиваются. На виртуальной площадке собрались основатели и руководители столичных и региональных КК, а также приглашённые архитекторы.

«Создание так называемых «третьих мест», пространств, где хочется что-то делать, которые вдохновляют — это ключ к успеху креативного кластера с точки зрения архитектуры», — Никита Асадов, креативный директор «Архитектурного бюро Асадова».

Первая часть дискуссии была посвящена вопросу развития креативных кластеров в России и их влиянию на облик города. Начало обсуждению положила Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства ВИНЗАВОД, отмечая уникальность Российских креативных кластеров по сравнению с западными примерами. «Площадка ВИНЗАВОД как арт-кластер и как институция получилась уникальной, потому что на западе нет ни одного другого примера комплексного развития такой площадки, которая бы полностью развивалась одним собственником с одной стороны и с другой стороны делала бы это в таком долгосрочном периоде и имел бы максимум некоммерческих задач». Говоря о влиянии пространства на контент, Софья отметила, что здание, объект, не задаёт тон своего использования. Площадки, в основном, многофункциональны и способны приспосабливаться для разных нужд. Редкие площадки на ВИНЗАВОДЕ специализированы под определённые типы мероприятий, так что в целом здание не диктует правил, а даёт возможности. Эту мысль дополнила Ася Филиппова, основательница и руководитель Центра творческих индустрий «Фабрика», отмечая особенность промышленного пространства с точки зрения возможностей. Некоторые проекты реализуемы только в кирпичных стенах бывших заводов, которые не страшно испортить. «Недоделанные пространства» — так описал бывшие промышленные объекты Сергей Десятов, основатель и руководитель Центра дизайна Artplay. Эта «недоделанность» лишает пространство лоска и ощущения новизны, неприкосновенности, а потому даёт простор даже самым смелым проектам и идеям. Иногда смелость не только желательна, но и необходима при работе с такими пространствами. «От нас требовалось безусловно «ломание стен» и радикальное переосмысление роли пространств и поиск очень неожиданных и нестандартных решений», - отмечает Ася.

Важную проблему, зачастую препятствующую повсеместному развитию креативных кластеров отметил Сергей Чобан, российский и немецкий архитектор. Говоря о сложностях поиска креативными индустриями своего постоянного пространства, Сергей акцентировал внимание на том, что работа с художниками и художественными галереями экономически невыгодна. Именно поэтому сложно найти девелоперов, которые бы осознанно работали с креативными индустриями. Вкладываться в эти проекты рискованно, а потому предпочтения девелоперов падают на жилые, офисные, торговые пространства. Проблема может быть решена с оглядкой на западный опыт: в Берлине появилась инициатива обязуются инвесторов предоставлять до 10% помещении по социально доступной аренде под художественные галереи, и только в этом случае они получают разрешение на определённые коммерческие функции. Это пример синтеза деятельности города, бизнеса и креативной индустрии, что необходимо для развития последней.

Архитектурную тему продолжил Сергей Десятов. Сергей объяснил сложившуюся тенденцию переоборудования в креативные пространства именно территории бывших промышленных предприятий. В этом смысле Россия и Запад мало чем отличаются, так как пустующие заводы, занимающие большие территории города, есть во многих крупных городах по всему миру. Расположение таких пространств весьма привлекательное: они зачастую расположены недалеко от центра, транспортная структура города подстроена удобно, так как в прошлом завод предоставлял множество рабочих мест. Также Сергей отметил, что промышленные зоны сложно использовать под что-то другое, кроме творческого пространства. «Размещение креативных кластеров в бывшей промышленной зоне — это один из немногих способов сохранить для городской среды эти сооружения, потому что другие способы ведут в той или степени к разрушению»,- поясняет Сергей.

Основатели креативных кластеров в регионах Дмитрий Шацков, директор АНО «Кластер творческих индустрий», и Лев Гордон, сооснователь Форума Живых городов и креативного пространства «Грифон» (Ижевск), поделились своим взглядом на связь креативных кластеров с обликом города. Дмитрий рассказал о нескольких креативных проектах на малых территориях, которые повлияли на город не столько внешне, сколько энергетически, объединяя активных горожан, бизнес и администрацию, вовлекая горожан в активность и пробуждая город. «Креативные кластеры — это не здание, а некая связь разных учреждений культуры по всему городу»,- говорит Дмитрий. Потому в вопросе финансирования творческих индустрий инвестируют не в пространства, а в людей.

Лев Гордон историей развития творческого кластера в Ижевске также показал, как институции, которые возникали и развивались вместе с пространством «Грифона», внесли изменения в городскую среду. «Мы смотрим на города, как на среду очень многоуровневую, многогранную и занимаемся в этом пространстве и вообще во всех проектах интегральным развитием человека и территорий». Сам Лев отмечает, что внешне само здание не очень привлекательно — это бывший завод, серый и невзрачный, не похожий на центр изменений, в котором творятся смыслы. Однако, по словам Льва, креативное пространство не просто здание, а точка, где возникают лидеры и инициативы, которые меняют город и мир к лучшему.

Уже первая часть дискуссии показала различие столичных и региональных кластеров, демонстрируя насколько в регионах идея интегрального развития города преобладает над желанием работать с искусством, что мы так привыкли ассоциировать с понятием креативного кластера.

Во второй части Дня вопрос об особенностях и проблемах региональных творческих пространств стал уже ключевым. Основатели СКК согласились в вопросе необходимости выделения креативных кластеров как отдельного вида экономической деятельности, а также надеются на целенаправленную поддержку творческих индустрий государством. Эту мысль высказали и все руководители региональных креативных кластеров, но также они отметили специфику развития творческих индустрий вне столичных территорий. В частности Мария Туркина, искусствовед, куратор, наставник программы «100 городов», отметила, что креативный кластер «не всегда про искусство», и он должен выполнять задачи актуальные в регионе. В своей программе «100 городов», которая помогает стартовать различным локальным проектам в городах России, Мария просит участников понять какую задачу хочет решить их креативный кластер и является ли наличие пустующего завода основанием для создания творческого пространства. 

Один из участников акселератора «100 городов» Илья Орлов-Бунин, занимающийся запуском креативного кластера на территория города Сырсеть, рассказал о своём агентстве развития территорий «1732» и проекте «Лето на Заводе». Желание сохранить уникальность горнозаводского населения и помочь развитию малого бизнеса на территории дало проекту достаточно быстрый старт и широкую заинтересованность. «Наша главная идея — «Креатив — новое железо». Если раньше уральские заводы в домну загружали руду и плавился металл, который шел на экспорт, теперь в эту новую «домну» мы будем загружать креативные индустрии, и может на экспорт пойдут продукты креативного производства», - поэтично говорит Илья о своём проекте.

Однако, организовать креативный кластер в регионе не так уж и просто об этом говорит опыт Евгения Комарова, руководителя общественного пространства «Новая Ивановская мануфактура». Его идеей было оживить 4 пустующие мануфактуры в городе Иваново, организовав креативный кластер, учитывающий специфику территории — преобладание текстильной промышленности. Однако пять лет назад эта идея не подходила под запрос. К счастью, энтузиазм Евгения сподвиг его снова полностью реализовать задуманное.

Последним спикером стал Сергей Зверьков, председатель «Ассоциации Креативного класса Югры» в г. Сургуте. «Югра — это вообще про экспорт. Когда-то на экспорт продавали пушнину, после чего последние 70 лет продаём природные ресурсы, сейчас мы очень успешно экспортируем творческий капитал», — говорит Сергей. Эта история про глубокую включённость губернатора в процесс создания креативного кластера и про огромный творческий потенциал в маленьком городе.

Как верно отметила Майя Свистухина, генеральный директор «Территория дизайна» и куратор дня: «Главное условие создания креативного кластера — это несгибаемый оптимизм». Никакое пустующее и удобное здание, не заменит энтузиазма и желания вывести город, регион или интересующую сферу на новый уровень. Работа с креативным кластером — это большой труд, который должен быть оценён, который может вдохновить или научить. Поэтому Живые города совместно с Союзом креативных кластеров учредили новую номинацию Премии Живых городов «Лучший региональный креативный кластер». Подробнее о ней в завершении Дня рассказал Вадим Крюков, со-председатель жюри Премии Живых городов и Союза креативных кластеров, основатель Центра развития креативной экономики Живых городов. Если вы реализуете проекты в сферах искусства, музыки, моды, дизайна, архитектуры и урбанистики, кино, телевидения, новых медиа, издательского дела и журналистики, маркетинга, компьютерной графики и игр, IT и профильного образования, то подавайте заявку на livingcitiescommunity.ru/premiya

Запись трансляции со Дня Креативных кластеров смотрите на нашем YouTube-канале «Живые города».
2020-10-31 12:56